Больной или свободный?

Моя жена написала дополнение к выпуску про здоровье. Ценнейшие мысли, читайте внимательно.

Тема нездоровья для человека очень часто связана с темой своей неполноценности. Своего уродства, что ли. Сужу по себе, сужу по многим людям, мне кажется, это не явление, проистекающее из какой-то там травмированности. Это — норма. Просто у всех она проявляется по-разному. Естественно, по-моему, ощущать себя уродом, когда ты болен. Даже если это простуда, тебе тяжело, в том числе, и морально. Я не говорю уже о тех случаях, когда ты не просто плохо себя чувствуешь и хреново выглядишь, но еще и лишаешься возможности делать то, что собирался, то, что должен. Мало или много, чуть-чуть или гора — но чувство-убеждение “я — урод” захватывает человека, когда он болеет. Что уж говорить о хроническом? А что говорить о “женском”? А что говорить о “возрастном”? И вот я раньше думала, что самое главное — это перестать чувствовать себя уродом. Что, чувствуя себя уродом, ты предъявляешь к себе, стало быть, большие требования. Ты должен-должен-должен. А ты ведь не должен! Ты имеешь право болеть. Лучше перестань думать, что ты вот, например, все никак не поправишься, потому что ты уродец неполноценный или хуже кого-то, а подумай, что это просто ОБЫЧНАЯ болезнь, и ты тут не при чем, ты — жертва, стань ребенком, с которого нет спроса и… наслаждайся. Ну, не совсем наслаждайся, но будь больным, а не уродом. Ведь быть уродом мучительнее, чем быть больным. И каждый, кто испытывает моральные муки от болезни, подтвердит, что не так мучает боль, как мысль, как осознание, как душа. Было бы это только тело — было бы не так тяжко болеть.

И вот как бы открылась мне свобода. Я — не уродка, я не хуже других, кто скачет на одной ножке, у меня не не получается что-то, потому что я чего-то не делаю так или эдак или “просто гены такие плохие”, нет. Я просто болею. И это — можно вылечить. Исправить, изменить, перепрограммировать. Это не какая-то проблема, которая больше, чем физическое, это именно только физическое, ну или даже психическое, но тоже — “всего лишь нарушение”.

Так часто я читаю людей, у которых была депрессия, причем в КАЖДОМ случае — совершенно обоснованная и обусловленная той ужасной жизнью, которую они вели. Но очень многие из этих людей так измотали себя бесплодными обвинениями себя в некоем уродстве, что предпочли путь антидепрессантов. Оказалось (!), что стоит покушать таблеток, как просто-напросто снимается это жуткое состояние и жить можно (так же, как жил). Оказалось, что всего-навсего (!) было какое-то нарушение какой-то там внутренней химии, какой-то сбой и вот хорошие вещества не попадали в мозг, не радовали его и погрузили человека в депрессию.

Облегчение? Да. Я прекрасно понимаю это чувство, хотя я не лечила депрессий. Это чувство снятия “проклятия уродства и неполноценности”, это чувство облегчения, что твое жуткое состояние — это просто то-то и то-то, просто, чисто, объяснимо и НОРМАЛЬНО. Ну, бывает так. А тебе казалось, что это только ты один такой в целом мире.

И вот это — ловушка и путь к двойному уродству, вернее, уродству истинному. Никого не хочу расстраивать, просто констатирую факты. Свои и чужие.

Когда вы убегаете от чувства уродства, когда вы выключаете его, вы выключаете все чувства. Человек, чувствующий себя уродом, на самом деле, не является таковым. Он полноценен душевно (даже в условиях психических заболеваний), потому что он — адекватен. Человек, снявший ощущения, адекватные его жизненной ситуации, становится неадекватным. На самом деле, болезнь была практически его другом и спасителем. Но он стал лечить болезнь, исходя не из желания выздороветь (в истинном смысле), а из желания не быть уродом.

Он согласен признать себя больным, он согласен отныне быть беспомощным и зависимым. Но это не самое главное. Самое главное и самое страшное — он больше не может чувствовать, он лишается возможности излечиться в истинном смысле, потому что он потерял ориентир, он сложил с себя полномочия отдельной личности, с волей, с единственной властью над своей жизнью.

Так бывает всегда. И я прекрасно знаю, что это такое — перестать доверять себе, потому что ты же уже доверял себе, но как выяснилось, ты же урод, потому что заболел, ты же заболел, значит, ты не смог предотвратить этого, да еще и не можешь ррраз — и поправиться, значит, вообще урод уродский. И ты не собираешься быть этим уродом, а значит, больше не доверишься себе и будешь стараться найти того, кого бы слушать, кому доверить себя. А это — все, конец. Ты получаешь еще большее мучение, чем тогда, когда ты был уродом. Ты становишься беспомощным уродом без чувств, понимания и знания, что же тебе делать. Ты не “больной ребенок”, как бы ты не убеждал себя, ты — убогая личность, которая, возможно, на физическом плане даже неплохо подлечилась.

Так бывает, когда ты был травмирован какой-то болезнью или случаем со здоровьем, и был травмирован душевно. И вот ты вылечен, а страх остался. Ты живешь в страхе, ты привыкаешь бояться снова попасть в такую же ситуацию, ты сатанеешь от этого страха, и вот ты становишься якобы перед выбором: бояться дальше или перестать бояться и положиться на что-то действительно заслуживающее доверие (но не на себя). А например, на чьи-то святые мощи, на лечебные отвары, на новую методику или на отзывы благодарных излечившихся. Ну, или на регалии врача.

На самом деле, мы считаем свой страх тупиковым лишь до момента, когда мы посмотрим ему в глаза и примем его.

Принять свое уродство, свой страх, свои комплексы, свою неполноценность — вот выход, вот правильный выбор. Понять, что лучше быть уродом, который заболел, чем больным, который не справляется с собой — вот ключ. Слова “принять” многие воспринимают, как некий бессмысленный посыл. “А как это — принять?”, — спрашивают люди. Я даже не буду пытаться это объяснить на собственном опыте, потому что это будет то же самое — вместо того, чтобы обратиться к себе, люди будут снова искать волшебный метод разрешения их проблем. Принять — это признать, что есть ты и твое. И лучше чем ты, твое никто не поймет и не исправит. И в том, чтобы чувствовать себя уродом, лежит огромный потенциал чего-то по-настоящему здорового. Это не какой-то изъян — такое ощущение, это — момент роста. И если ты действительно заболел и резко почувствовал свою неполноценность, значит, пришло время излечить эту мнимую неполноценность. А не болезнь! Болезнь — сигнал. Зачем лечить сигнал? Лечи то, что тебя тревожит по-настоящему. Для этого ты должен чувствовать и доверять своим чувствам, не стараться убежать от них.

И еще одно маленькое дополнение.

Я заметила, что люди, в основном, негативно относятся к чужому нежеланию лечиться. Более того, есть масса людей, которые ОЧЕНЬ негативно относятся к нелюбви других людей к профилактическим обследованиям, например. Они даже как бы злорадствуют, когда такой ленивый, трусливый и беспечный человек вдруг заболевает. “Агааа, надо было следить за здоровьем”, радостно потирают они ручки. На самом деле, именно такие люди одержимы страхом. Нет ничего плохого в страхе идти к врачу и дотягивании “до последнего”, но есть безусловная проблема в скрытом, владеющем человеком страхе, который он пытается задобрить “слежкой за здоровьем”. Причем, он не следит за своим душевным здоровьем, которое явно не в порядке — чего стоит постоянный негатив в сторону окружающих, друзей, родственников или вообще незнакомых людей! Чего стоит только липовая уверенность в том, что он-то все держит под контролем! Это ведь стопроцентный батхёрт, вызываемый чужим волеизъявлением относительно своего здоровья.

А ведь именно те, кто, заболев, начинают сопротивляться подталкиванию “иди к врачу, слышишь!” — и владеют собой и своей жизнью. Пускай они рискуют или тормозят, но я уверена — в них говорит, пусть и смутное, но желание почуять, разнюхать, выведать истинную причину того, что с ними стряслось. Да, я предвижу возмущение о том, что надо спасать людей, а не бросать их в их проблемах. Предвижу я это бросание в крайности, которое неизменно возникает, если человек чем-то задет. И я сразу скажу — я не отрицаю случаев спасения, которое было необходимо. И уж конечно, в большой степени это относится к детям и старикам, которые в силу возраста беспомощны. Не отрицаю. Но есть огромный, огромнейший пласт случаев, содержащий в себе не заботу о человеке, а насилие над ним, когда людей волоком волокут лечиться, лишь бы они не мозолили глаза и не тревожили душу своим состоянием. В таких случаях под спасателей маскируются истинные трусы и злыдни, холодные и жестокие. Кстати, очень часто такими становятся врачи. Они не хотят добра, они желают лишь избавить СЕБЯ от чужой болезни. Они не хотят вам добра и свободы, они не хотят добра даже себе, просто вы своим состоянием добавляете в их собственное чувство неполноценности последнюю каплю. Узнали кого-нибудь в этом описании? Вот то-то.

И будьте здоровы!
Виталий Мануковский,
pisat@mail.ru

08.11.2013

Выразить благодарность