Скрытая ненависть

Здравствуйте!
Недавно обнаружил, что в своем понимании ненависти мы с Таней не одни. Сегодня я вам приведу прекрасный и важный текст Алис Миллер - выдающейся женщины, которая много лет занималась проблемами насилия и жестокости. Не хочется называть ее психологом хотя бы потому, что она сама отказалась от психоанализа, когда поняла, что это на самом деле такое. Источник текста - http://amtranslations.livejournal.com, тут публикуются переводы книг Алис Миллер, еще не вышедших на русском. Читайте очень внимательно. Жирным шрифтом некоторые важные вещи выделил я. В скобках курсивом - мои замечания.

"Мы склонны связывать слово ненависть с понятием опасного проклятия или бедствия, от которого нам нужно как можно быстрее освободиться. Также часто высказывается мнение, что ненависть отравляет все наше существо и делает попросту невозможным исцеление тех травм, которые коренятся в нашем детстве. У меня совсем другой взгляд на эти вещи, и это часто приводит к неправильному пониманию моей позиции. В связи с этим я хочу пролить свет на ненависть как явление и подвергнуть эту концепцию еще более тщательному исследованию, чего не было сделано ранее.

Я тоже считаю, что ненависть может отравить организм, но только в том случае, когда она бессознательна и в качестве замещения направлена на других лиц, которые становятся козлами отпущения. Когда это происходит, ненависть не может разрешиться. Предположим, например, что я ненавижу какую-то конкретную этническую группу, но ни за что не позволяю себе осознать, как родители обращались со мной, когда я была ребенком, как они оставляли меня плакать в течение многих часов в моей кроватке, когда я еще была младенцем, как я не получала от них даже любящего взгляда. Если дело обстоит именно так, то я буду страдать от скрытой формы ненависти, которая будет преследовать меня по всей моей жизни и вызывать разнообразные физические симптомы. Но если я знаю, что мои родители сделали со мной из-за своего невежества, и осознаю в себе негодование по поводу их поведения, тогда у меня нет необходимости направлять мою ненависть на других людей. С течением времени моя ненависть к моим родителям может ослабеть, либо она может разрешиться временно, а затем снова вспыхнуть в результате каких-то текущих событий или новых воспоминаний. Но я знаю природу этой ненависти. Благодаря чувствам, которые я активно проживаю, я достаточно хорошо знаю себя, И У МЕНЯ НЕТ НУЖДЫ УБИВАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ИЛИ ПРИЧИНЯТЬ ИМ ВРЕД ИЗ-ЗА МОЕГО ЧУВСТВА НЕНАВИСТИ.

...

...СКРЫТАЯ или ЛАТЕНТНАЯ ненависть действительно опасна, и от нее трудно избавиться, потому что она направлена не на того человека, который в действительности вызывает ее, а на лица, его замещающие. Превращаясь в различного рода извращения, она может сохраняться в течение всей жизни и представлять серьезную угрозу не только для окружающих людей, но и для самого человека, носящего ее в себе. СОЗНАТЕЛЬНАЯ, РЕАКТИВНАЯ ненависть совсем другая. Подобно другим чувствам, она может угасать и исчезать совсем, когда мы ее прожили.

Если наши родители плохо с нами обращались, может быть, даже садистически, и мы готовы взглянуть в лицо этому факту, тогда, конечно, мы испытаем чувство ненависти. Как я уже сказала, такое чувство может ослабеть или исчезнуть совсем с течением времени, хотя это никогда не происходит за один день. В полном объеме плохое обращение, которому подвергся ребенок, не может быть изжито за один раз. Такое изживание представляет собой длительный процесс, в котором различные аспекты плохого обращения допускаются в сознание по одному, пробуждая таким образом чувство ненависти. Но в таких случаях ненависть неопасна. Она является логическим следствием того, что произошло с нами, следствием, которое было осознано нами во взрослом состоянии, в то время как, будучи детьми, мы вынуждены были просто молчаливо терпеть все в течение многих лет.

Наряду с реактивной ненавистью к родителям и латентной ненавистью, направленной на козлов отпущения, существует также справедливая ненависть к человеку, мучающему нас в настоящем, физически или нравственно, к человеку, во власти которого мы сейчас находимся и, либо не можем освободиться, либо, по крайней мере, верим, что не можем. Когда мы находимся в таком состоянии зависимости, или думаем, что находимся, ненависть будет неизбежным следствием. Едва ли можно представить себе, что человек, которого мучают, не будет испытывать ненависть к мучителю. (Однако очень многие скрывают от себя эту ненависть - примечание мое, В.М.)

Если мы будем отрицать в себе эти чувства, мы столкнемся с целым рядом физических симптомов. Биографии христианских мучеников полны описаний ужасных заболеваний, от которых они страдали, и значительная часть их - это кожные заболевания. Так тело защищает себя от предательства по отношении к себе самому. Этим "святым" было предписано прощать своих мучителей, "подставлять другую щеку", но их воспаленная кожа ясно указывала на крайнюю степень гнева и возмущения, которые они в себе подавляли.

Как только таким жертвам удается избавиться от рук своих мучителей, им уже нет необходимости продолжать жить в своей ненависти. Конечно, память о своей беспомощности и ужас, через который пришлось пройти, могут по разным поводам всплывать снова. Но, вполне вероятно, интенсивность чувства ненависти будет снижаться с течением времени. (Я обсуждаю этот аспект более подробно в моей недавно вышедшей книге "Тело никогда не врет. Затяжные последствия родительской жестокости").

Ненависть - это только чувство, хотя и очень сильное и напористое. Подобно многим другим нашим чувствам, это проявление нашей жизненной силы. (Я бы сказал, что ВСЕ наши чувства - проявление нашей жизненной силы.) Поэтому, если мы попытаемся подавить ее, нам придется заплатить за это определенную цену. Ненависть пытается сказать что-то о тех ранах, которые нам нанесли, а также о нас самих, о наших ценностях, о нашей специфической чувствительности. Мы должны научиться уделять ей должное внимание и понимать те послания, которые она нам несет. Если мы научимся делать это, нам не нужно будет больше бояться ненависти. Если мы ненавидим лицемерие, неискренность, лживость, тогда мы даруем себе право бороться с ними везде, где только можно, или расставаться с теми людьми, которые полагаются только на ложь. Но если мы делаем вид, что нас не волнуют эти вещи, то мы предаем самих себя.

Почти повсеместное, но в действительности крайне разрушительное, предписание прощать наших "обидчиков" подталкивает нас к такому предательству по отношению к нам самим. Религия и традиционная мораль постоянно восхваляют прощение как добродетель, и в многочисленных формах терапии прощение рекомендуется как путь к "исцелению". Но легко показать, что ни молитва, ни упражнения по внушению себе "положительного образа мыслей" не способны противостоять справедливым и жизненным реакциям тела на унижения и другие оскорбления нашего достоинства, нанесенные нам в раннем детстве. Тяжелые заболевания мучеников являются ясным указанием на ту цену, которую мы вынуждены платить за отрицание наших чувств. Не проще ли было бы спросить, на кого направлена эта ненависть, и признать, что она фактически оправданна? Тогда у нас есть шанс жить, отвечая за свои чувства, а не отрицая их и не расплачиваясь за эту "добродетель" заболеваниями.

Я бы отнеслась с большим подозрением к психотерапевту, который пообещал бы мне, что после лечения (и, возможно, благодаря прощению) я освобожусь от таких нежелательных чувств, как ярость, гнев или ненависть. В какого человека я превращусь, если я не смогу реагировать, хотя бы кратковременно, на несправедливость, предвзятость, злость и высокомерный идиотизм такими чувствами, как гнев или ярость? Не было бы это похоже на ампутацию всей моей эмоциональной жизни? (Какой важный, просто важнейший вопрос!) Если бы терапия действительно помогла бы мне, то я должна была бы иметь доступ ко ВСЕМ моим чувствам до конца моей жизни, а также сознательный доступ к истории моей собственной жизни, которая бы объясняла характер моих реакций. Это быстро снизило бы интенсивность реакций без каких-либо серьезных физических последствий, которые вызываются подавлением эмоций, остающихся до конца неосознанными.

В процессе терапии я могу научиться понимать свои чувства, а не осуждать их, рассматривать их как друзей и защитников, а не бояться их, как чего-то чуждого, с чем необходимо бороться. Хотя наши родители, учителя или священники, может быть, учили нас практиковать такого рода ампутацию собственных чувств, мы должны, в конце концов, понять, что, на самом деле это очень опасно. Не может быть никаких сомнений, что в этом случае мы становимся жертвами серьезного увечья."

Да, да, именно увечья. И наша с Татьяной работа и состоит в исцелении этих увечий. Мне не нравится слово "терапия", но в наших консультациях мы делаем именно это - помогаем людям "понимать свои чувства, а не осуждать их, рассматривать их как друзей и защитников, а не бояться их, как чего-то чуждого, с чем необходимо бороться". И если бы вы знали, как сильно это помогает тем, кто на это отваживается.

Счастливо!
Виталий Мануковский,
pisat@mail.ru

05.04.2011

Поддержать мою деятельность, выразить благодарность