Дети достигнувших

Что касается достижений, расплата за них бывает самая разнообразная. Вы думаете, кто-то, заставляя себя делать то, что он не хочет, достиг достатка, социального положения, места в обществе и права считать себя правым, раз он поступает, как одобряется обществом - и ему за это ничего не будет? О, это не так. Расплата, повторю, обязательно настигает, и там, где не ждали.

Несколько последних лет ко мне приходит немало юношей, которым я помогаю решать проблемы. Именно юношей, да. Среди них есть очень хорошие, которые считают себя плохими, но есть и совсем другие. Раньше я не обращал внимания на их общую особенность, а теперь четко вижу тенденцию.

Это молодые люди 20-25 лет, то есть, дети моих ровесников, дети моего поколения. И это дети обеспеченных родителей. Не обязательно богатых, но обязательно выросшие в достатке. У которых почти все было. Которые не знали недостатка. Которые все получали. Просто по факту рождения в такой семье.

И у этих детей проблема в том, что им некуда стремиться. Они остаются детьми в худшем смысле этого слова. Даже не детьми - младенцами. Если у них чего-то нет, они поднимают крик, то есть, требуют, и им все дают. И так они относятся не только к родителям, а и ко всему миру. Дайте мне то, что я хочу, а я ничего давать не буду - вот их лозунг. Который они, конечно, никогда не признают.

А мир - это не родители. Он не дает. Инфантилу во внешнем мире становится очень неприятно. Почему ему никто ничего не дает только за то, что он есть? Какой нехороший мир, бяка! Я такой прекрасный пухленький младенчик, а ты мне ничего за это не даешь!

Вот с этим они ко мне и приходят, буквально. Только формулируют по-другому. Их проблемы всегда абстрактны, потому что реальных проблем у них нет. У них до сих пор все есть, кроме признания их крутизны внешним миром. Но они хотят ее просто получить, как и все остальное, ничего этому миру не давая.

Они не желают сталкиваться ни с какими трудностями. Хотя им кажется, что они прошли через ад. Который состоял в том, что они где-то учились, но НЕ ХОТЕЛИ (а вы же писали, что надо прекращать делать то, что не хочешь), и потому бросили. Ужас! Или они где-то поработали чуть-чуть и страшно от этого страдали. Им приходилось себя заставлять. Кошмар! Буквально, самое больше страдание в их жизни было в том, что родители не купили им в детстве пони. Это же реальный ад!

Таких невозможно вернуть в реальность, потому что они не знают, что такое реальность, и никогда в ней не были. Им не нужно решать никаких реальных проблем. У них нет и не было нужды, потому и желаний они не чувствуют.

Единственное их "желание" - это быть крутыми. Но оно неисполнимо. Потому что они хотят быть крутыми, не будучи крутыми. Они не хотят принимать решений, совершать действия и поступки. А если и делают что-то, то очень быстро бросают.

Они не хотят страдать, да что там страдать - даже приближаться к страданию на километр. "Почему, что бы я не делал, мне надо себя заставлять?" - вопрошал меня один такой клиент. Он же просил меня помочь ему ничего не делать и при этом не чувствовать себя дерьмом. Сдвиги сознания в сторону инфантилизма просто поражают своим масштабом.

И как эти люди такими получились? Стараниями их родителей, в основном отцов, чтобы у ребенка все было. Все - не совсем все, а именно материальное.

Что представляет собой мое поколение? Это люди, родившиеся в Советском Союзе, а потом прошедшие через его падение и полную смену устройства жизни. Довольно грубую и травмирующую смену. Причем скромная, но с гарантированным достатком жизнь в СССР закончилась нищим беспределом 90-х.

Наверное, просто нет другого поколения, как мое, настолько зацикленного на достижениях. И достижениях материальных, конечно. Мои родители и их ровесники такими не были. И те, кто младше меня и вырос после перестройки, тоже другие. Но травмированные сломом строя, нищетой и новыми ценностями, люди, которым от 40-ка до 50-ти (плюс-минус пять лет) - среди них очень много тех, кто придает особую ценность материальному - достатку, деньгам, устроенности жизни, социальному положению.

Они движимы своей травмой и иногда - виной перед детьми. Которым в 90-е они не могли что-то дать. А потом смогли. И стали давать в избытке. А чувство вины не давало им отнестись к детям адекватно.

Но далеко не у всех это было чувство вины; хотя и оно довольно странное: вина именно за недостачу материального, а душевное вообще не имеет ценности. Большинство же просто хотело доказать, что они могут себе это позволить. А что? Могу себе позволить. Это очень сильный мотив, ведь свои достижения и свой статус надо доказывать и показывать. Иначе зачем вообще нужны достижения?

Понятно, что просто пребывание в материальном достатке не делает из человека инфантила. Тут все решает отношение к ребенку. Инфантил получается, когда дается вволю материального, но не дается ничего душевного. Ты ведь не просто одет, обут, накормлен, ты имеешь все самое лучшее, и гораздо больше, чем твои ровесники, чего же ты еще от меня хочешь? Получай, что дают, и не грузи меня тем, что у тебя внутри. Я не хочу знать, что ты чувствуешь, и тем более, что-то давать твоей душе. Да и вообще, давать то, что нужно ТЕБЕ, а не то, что мне хочется дать. И уж точно я не хочу выяснять, что тебе нужно.

И такая душевная черствость типична для достигнувших. Концентрация на материальном происходит в ущерб душевному. Человек выбирает, что для него главное. И если главное - материальное, то духовным можно пренебречь.

Что такое духовная, душевная жизнь? Это внимание, интерес и признание значимости того, что происходит у тебя внутри. В душе. Что ты чувствуешь, чего ты хочешь, от чего тебе больно, от чего тебе хорошо? Что вызывает в тебе чувства и эмоции? И тот же интерес к другим людям. Не к тому, какая у них машина, дом, работа, а к тому, что они за люди? Чем интересуются, чем живут, каковы их мотивы и стремления? Отношения между людьми - тоже душевная жизнь. И важнейшая ее часть.

А большинство современных людей внутренним, увы, не интересуется. Поэтому со многими просто не о чем поговорить. Ну, то есть, всегда можно говорить о чем-то, но набор тем у большинства такой - что происходит внешнего? Какие события, дела, достижения? Что сделал, где был, что купил, какие успехи? Или проблемы? Но не проблемы типа - не знаю, куда жить, что-то на душе погано, а - вот автомобиль сломался, в квартире ремонт, у дочери свадьба - нужны деньги, сын вуз закончил - куда его пристроить и так далее.

Нет, нормальные проблемы. Но все одного типа. Ни одного душевного движения.

Разумеется, можно и заботиться о материальном, и жить духовной жизнью. Все дело в выборе, в том, что главное. Человек, для кого главное материальное, сможет получать деньги, делая то, что ему противно. А тот, для кого главное то, что он чувствует внутри, не сможет. Потому что ему будет противно. И главное не деньги, а чтобы не было противно.

В одной книге Эдуарда Лимонова, про то, как он жил в Париже, есть момент, где над ним пытаются насмехаться какие-то люди. Они притворно удивляются, что у него нет денег, на самом деле желая подчеркнуть, что у них-то денег много. На что Лимонов отвечает "Я не за деньгами пришел в этот мир". И это замечательный ответ.

Даже если писатель и не был равнодушен к тому, что его так пытались унизить, ответ все равно прекрасный. И это совершенно не означает, что ему не нужны деньги. Нужны, но не деньги главное. И он не будет ради денег делать то, что ему не нравится. Да и вообще ничего не будет делать ради денег.

Действительно, это как-то, мягко говоря, глупо - приходить в этот мир за деньгами. А ведь если отбросить всякую мишуру и украшательство, то получится, что большинство приходят в мир за деньгами. Или приравненными к ним материальными благами. Как-то это чрезвычайно мелко и ужасно убого. Вне зависимости от количества благ.

Если вам кажется, что всем этим я оправдываю себя, не имеющего особых денег и материальных достижений, то вам не кажется. Это так и есть. Я защищаю себя от тупых уродских установок типа "сначала добейся" или "если ты такой умный, почему ты такой бедный". И их апологетов. Если вы такие богатые, почему вы такие несчастные? А также пустые, недалекие и ограниченные? А еще злобные и неприятные?

Возвращаясь к началу, инфантилизм детей достигнувших материального - серьезная болезнь. И большая проблема. И причина ее в том, что духовное забито материальным.

Расплата за то, что человек пренебрегает духовным, есть всегда. И это не какое-то наказание свыше или откуда-то еще. Человек сам лишает себя чего-то важного. Что оказывается неизмеримо важнее и нужнее того, чего он достиг своим отказом. И лишает этого своих детей. По крайней мере, сильно затрудняет им доступ к важному. К тому, что только и может привести к счастью.

Я бы мог продолжать и продолжать эту тему, но пора остановиться. Кстати, самых алчных людей я встречал среди последователей разных "духовных учений", и это неспроста. Имитация духовного, когда вместо внутреннего твоего внедряют внешнее чужое, когда умствования пытаются выдать за душевную работу, приводит к кошмарному омертвению души.

Счастливо!
Виталий Мануковский,
pisat@mail.ru

11.05.2017

Выразить благодарность