Тщета обучения

А у нас сегодня письмо про обучение и мои комментарии.

"Виталий, здравствуйте!
Давно вам не писал:-). Мне кажется, по вашим последним статьям в рассылке, мне есть что добавить и поделиться. Уж очень хочется))) Затронула предыдущая тема про ОБУЧЕНИЕ. У меня есть свои выводы на этот счет. Так вот, обучение - это не более чем побочный эффект от того что делаешь, чем занимаешься, что продвигаешь и т.д. Рассмотрю на своем примере.

Я занимаюсь сейчас компьютерной помощью с выездом на дом и делаю себе сайт. Процесс увлек и мне нравится то что получается в итоге. Когда я только задумывался как все сделать, т.к. знаний было меньше чем ноль, я искал способы как реализовать все это, как научиться, как сделать чтобы было офигенно круто! И главное - чтобы нравилось мне!

Перелопатил кучу макулатуры в интернете (курсы Е.Попова, Куликова и др. "гуру" сайтостроения). Но гнусавые голоса авторов через некоторое время вызывали приступы истерии. Я даже тетрадку завел и что-то там конспектировал. Но потом просто до тошноты уже было это слушать и смотреть. Я не хотел учиться! Я хотел сделать себе сайт!

И начал искать как это сделать чтобы без напряга и без лишней информации, от которой вянут уши и тухнут глаза. Нашел конструктор сайтов один, меня полностью устраивавший. Вбил текст, картинки и пошло поехало...Если и есть какие-то технические вопросы, то ответы на них дает Ютуб и прочие сервисы. И дают куда лучше "комплексных псевдо-обучалок". Т.е., есть вопрос - на тебе ответ и все. Ничего лишнего.

Я что хотел то и получил. Но главная мысль вот в чем - когда сам процесс делания, творчества нравится самому, то обучение всегда будет в радость. Или даже не так...как бы это поточнее выразить-то...

Да НЕТ НИКАКОГО ОБУЧЕНИЯ! Обучение, как уже написал, - это побочный эффект деятельности. Все эти курсы, которые я штук 5 закончил, - бред и оказались не нужны мне. Все кроме вождения. Кстати, автовождение - тоже замечательный пример правильного обучения - ты едешь, и у тебя сразу не получается, ты глохнешь на каждом перекрестке, ошибаешься (первые уроки). И методом проб и ошибок ты в итоге получаешь права и садишься за руль своего собственного авто. Т.е. тут как и в первом примере, процесс обучения и делания того что хочется конкретно тебе - неделим! Хотелось еще написать про счастье, тоже есть что сказать. Но попозже. Мысль пока сформирована не совсем четко.
Вам всех благ! С уважением."

Все так. На самом деле есть только одно обучение - самообучение. И оно возможно только тогда, когда ты учишься тому, что тебе нужно, что тебя захватывает и нравится. То есть, когда ты делаешь это. Ты всему учишься сам, а информацию извне используешь только сначала и когда тебе нужно узнать что-то дополнительно.

Хороший пример в письме про вождение автомобиля. Да, ты учишься сам под контролем инструктора, и до тех пор, пока хоть чуть-чуть сможешь сам ездить. Главное и серьезное обучение начинается только тогда, когда ты сам садишься за руль и едешь безо всякого контроля со стороны.

У инструктора нет никаких сакральных знаний, нет ничего таинственного - капелька информации и сколько-то опыта. Именно этим он тебе и пытается помогать, но информация эта общедоступна, а опыт его тебе не пригодится, пока не наберешь своего. Учишься ты всегда сам.

Если посмотреть на обучение в школе и вузе, можно увидеть, что ничему мы там не учимся. Я за 15 лет образования не научился ничему. Вообще. Из того, чему меня учили, а я не хотел. При том, что я долго был отличником, потом надоело, но и в конце школы троек у меня не было.

Я ничего не помню, а если и помню, то только потому, что мне что-то нравилось, или пригодилось в реальности. Все остальное было тоннами ненужной информации, которая через меня проходила, не задерживаясь. А ее впихивание в себя сопровождалось напряжением, нежеланием, необходимостью заставлять себя и прочими неприятными ощущениями. Ну и зачем это было нужно делать превентивно?

Да, я использую теорему Пифагора или уравнения, когда мне нужно что-то рассчитать. Но неужели для этого нужно было 10 лет сидеть в школе? Я нашел бы информацию об этом за пару минут в любом взрослом возрасте. А для того, чтобы не сидеть на холодном камне, потому что можно простудиться, не надо знать законы термодинамики.

Если бы я хотел знать, как устроен мир по мнению физики, я бы сам легко освоил хоть закон Ома, хоть третий закон Ньютона. Да еще помнил и понимал бы в сто раз лучше, чем после школьного курса физики. Потому что это было бы мне интересно. То же самое относится к любой сфере человеческого знания.

И точно так же это относится не только к знаниям, но и к умениям. Зачем мне уметь то, что я делать не хочу? Я никогда не буду этого делать, а если вдруг захочу, то и научусь без проблем. Я права получил в 40 лет, и думаю, мне это было не сложнее, а проще, чем в 18. А когда в 18 лет я хотел играть на гитаре, я брал и играл, сбивая пальцы до крови. И научился. Я уже не говорю про компьютерные игры со сложным управлением с клавиатуры. Там процесс обучение проходил стремительно. Время обучения было обратно пропорционально желанию играть. :)

Да, мне в школе очень нравилась, например, работа с металлом. Я наслаждался, работая на токарном станке. До сих пор помню, как сделал с нуля свою первую гайку. Но если бы я этого не делал, а потом мне потребовалось - что помешало бы мне этому научиться?

После первого курса в университете меня для прохождения студенческой "практики" отрядили в распоряжение кафедры атомной физики как подсобного работника. Мы с однокурсником оборудовали новую комнату, отданную под лабораторию. Я особо не умел что-то делать руками, просто брал и делал - и все получалось. Ну совета спросишь у старшего товарища - это как максимум. А так своей головой до всего быстро доходишь. Обучение - побочный результат деятельности, как правильно говорит автор сегодняшнего письма. :)

И я спокойно пробивал дырки шлямбуром - дрели не было. Проводил проводку, устанавливал розетки и пускатели. Даже сам придумал, сам вырезал и склепал металлическую конструкцию, держащую кондиционер. Я, который на фоне разных деловых и "рукастых", считал себя ничего не могущим.

Меня умиляют различные ничтожества, которые пытаются поднять свою самооценку и привлечь людей, заявляя, что у них есть какие-то необычайно уникальные знания-умения, которым они могут обучить. Если человек напускает таинственности, и кажется вам загадочным, это однозначно говорит о том, что он пустышка. И у него ничего нет за душой. И он либо где-то у кого-то сам этому тайком научился и украл, либо вообще ничего не умеет. И уж точно у него нет ничего хоть сколько-нибудь оригинального, от него самого, а не от кого-то еще.

А есть еще такие, которые пытаются создать имидж "учителя", которого надо почитать. Таких много среди всяких тренеров единоборств, но и в других областях эти несчастные встречаются. Я тебя научил - теперь кланяйся мне всю жизнь. И смотри - я тебя научил этому, тебе это помогло, а ведь это только самый простой уровень, прикинь, как много я умею, и насколько многому могу тебя обучить.

Вранье. Это, скорее всего, все, что у него было. А если что-то и еще есть, то какие-то крохи. Которые он будет использовать, чтобы разводить вас на деньги и почитание. Он чувствует себя ничтожеством, кому еще так нужно почитание других людей? Ему нужно унижать вас, чтобы самому возвыситься. Потому и начинаются вторые, третьи, продвинутые, золотые, вип и прочие уровни, которые стоят все дороже и дороже.

Я помню, как давным-давно ходил учиться такой смешной вещи как ТРИЗ. Да, первый семинар, который шел несколько дней, был интересным, это было качественное развлечение, но не более. Все эти "знания" невозможно применить, потому что невозможно никому передать дар, который был у создателя ТРИЗ Альтшуллера. Но шоу было хорошее, увлекательное. А потом приглашали на второй уровень, обещая еще больше крутых и уникальных знаний. И очень заманчиво говорили о том, что мы можем получить и как применить полученное.

Но второй уровень разочаровал. Какая-то фигня, тягомотина, попытки долго размазывать жалкие крупицы информации. И само шоу ухудшилось. :) На первом уровне информации было много, и она захватывала. На втором уровне ее стало в разы меньше. Ну правда, а откуда ее брать-то? Если в начальном семинаре не рассказать все, что нужно - будет непонятно и неинтересно. И продолжения никто не захочет. А делать продолжение не из чего. И так всегда у любителей продолжений и новых уровней.

Не верьте в силу обучения и уникальные знания. Вы можете научиться всему сами, возможно, получив минимальную поддержку и толику информации. Но слушать кучу "авторов с гнусавыми голосами", а то и поклоняться им нет никакой необходимости. Вы в любой ситуации можете быть свободны, даже если вам кажется, что обязательно от кого-то зависеть или идти на поклон. Шлите тех, кто пытается вас закабалить и унизить, туда, где они и так живут постоянно. :)

Счастливо!
Виталий Мануковский,
pisat@mail.ru

21.11.2014

Выразить благодарность